Заикание

Человек который запинается, торопливо повторяет начало слов или наоборот затягивает их, человек который испытывает физическое неудобство при разговоре: тяжело сглатывает, хватает воздух или же с трудом выдавливает из себя звук. Мы часто называем заикающимися. Но правилен ли наш вывод? Ведь существует много сходных с заиканием состояний, внешне очень схожих, а порой казалось бы и совсем идентичных. Дифференцировать их, без обследования и анализа различных факторов, не возможно.

Вот какое определение заикания даётся в учебниках для логопедов: «Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Из этого определения четко видно, что причина заикания заключена в неврологическом статусе, в то время как сходные состояния не имеют под собой подобной почвы, причиной их появления служат другие факторы, зачастую психологического характера.

Известно, что заикание пытались изучать еще в древности: Аристократ, Гален, Авиценна, высказывалось много предположений, гипотез о причинах возникновения заикания, но к единому мнению на сегодняшний день так еще и не пришли, поскольку факторов обуславливающих появление заикания достаточно много, но точно подтвердить их в каких то определенных случаях не всегда удается.

Зато было точно доказано влияние заикания на психологическое состояние человека, естественно, что оно носит негативный характер. Заикание не дает возможности свободно высказать свои мысли, просьбы, вызывает раздражение, нетерпение или смех у слушающих людей. Заикающемуся легче выбрать возможность промолчать, отказаться от своего желания, чем еще раз совершить неловкую попытку высказаться. Воспринимая свою речь, как уродливый дефект, человек страдающий заиканием сознательно превращает себя в изгоя общества и лишь не многим удается принять себя таким, какой он есть, избежав деформации личности.

Впрочем, можно сказать и об обратном влиянии психологического состояния на заикание. Стыдясь своих речевых проблем, человек начинает испытывать повышенную тревожность, беспокойство, доводя себя до состояния невроза, и те симптомы, которые были не так заметны, начинают усиливаться, вызывая все большие трудности в осуществлении речевого акта. Как следствие, заикающийся старается говорить тихо, невнятно, его речь скупа на описание деталей.

В итоге вырисовывается картина замкнутого круга: заикание вызывает комплексы речи, те в свою очередь вызывают раздражительность, нервозность. Нервозность провоцирует излишнюю возбудимость нервных процессов, которые усиливают заикание. Прервать этот круг, значит вернуть гармонию речи и души.

Мы в своей работе предлагаем комплексный подход к этой проблеме: внимательно изучив историю заболевания, возможные причины, его течения, проявления, психологические особенности, темперамент, комплексы, а также мотивацию. Опираясь на полученные данные, составляем программу коррекции. В данную программу входят: работа над дыханием, темпо-ритмической стороной речи, артикуляцией, элементы методик развития внимания, памяти, скорочтения, работа с реакцией на провокационные факторы, комплексами, самооценкой.

Илья 28 лет, заикание, смазанная речь, страх публичных выступлений. После 3 месяцев занятий — четкая, понятная речь, исчез страх публичной речи, прошел отбор на должность радиоведущего.

Елена 8 лет, заикание, низкая успеваемость, агрессивное поведение в школе. После тщательного рассмотрения проблемы было выявлено, что заикание девочки было психосоматическим и представляло собой защитный механизм: ребенок не смог адаптироваться в школе, не был принят одноклассниками, преподавателем. Заикание позволяло избегать устных ответов, ответов у доски, вызывать жалость у сверстников. После 1 месяца коррекционной программы: заикание сгладилось, агрессивность снизилась, у девочки появились друзья среди одноклассников. К концу программы Елена участвовала в школьном конкурсе чтецов, успеваемость повысилась, взаимоотношения с преподавателем и классом наладились. Заикание исчезло.

Отзывы о логопедах

Дмитрий, 19 летЧто беспокоило?
— Не внятная речь
Как пытались решить проблему?
— Сам пытался, занимался дома.
С кем занимались в нашем центре?
— Людмила
В чем заключались занятия и как долго длились?
— Около месяца
Какой результат на данный момент?
— Все отлично.
Пожелания центру или специалисту:
— Всего хорошего, удачи.
Денис, 25 летЧто беспокоило?
— Афазия
Как пытались решить проблему ранее?
— Занимался с другим логопедом.
С кем занимались?
— С логопедом-дефектологом Людмилой Евграфовной.
В чем заключались занятия?
— Массаж, упражнения.
Какой результат?
— Более четкая речь, стал более ясно разъясняться.
Пожелания центру или специалисту:
— Все устраивает, очень хороший специалист!
Валерий, 47 летЧто беспокоило?
— Ишемический инсульт.
Как пытались решить проблему ранее?
— Сразу после больницы обратились в центр.
С кем занимались в нашем центре?
— Только с Наталией Валентиновной
В чем заключались занятия? Сколько продолжались?
— Занятия по восстановлению речи 1 раз в неделю в течение 11 месяцев.
Какой результат на данный момент?
— Выраженная положительная динамика.
Пожелания центру/специалисту?
— Очень довольны сотрудничеством с Центром и Наталией Валентиновной. Оцениваем нашего логопеда, как профессионала и очень грамотного специалиста. Большое спасибо!
Смотреть все

Проконсультируйтесь со специалистами-

Принимаем в Петербурге и Ижевске, а так же
консультируем онлайн клиентов из любой точки мира.