Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре своей страны, а значит, личной успешности человека в будущем. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии — дизорфография.
Дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.
Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфии и дизорфографии. На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку. При этом наибольшее количество ошибок отмечается в следующих случаях:
Пример работ ребенка с дизорфографией 3 класс:
Неуспеваемость по русскому языку (в частности, дизорфография) отрицательно влияет на формирование личности ребенка на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации, общей неуспешности человека. Крайне важно своевременно заметить нарушение письменной речи у ребенка, обратиться за помощью логопеда, пока речь и психика ребенка активно развиваются, обладают высокой гибкостью и способностью к компенсации. Чем раньше начата коррекция — тем быстрее и легче для ребенка она пройдет, тем эффективнее будет. Конечно, в крайних случаях можно скорректировать письмо и у взрослого человека, но это займет в разы больше времени и сил как у логопеда, так и у самого клиента.
Как уже было сказано, дизорфография может сопровождаться и вызываться различными нарушениями как речи, так и особенностями развития некоторых психических функций (недостаточностью внимания, в том числе СДВГ — синдромом гиперактивности и дефицита внимания; неразвитостью некоторых мыслительных операций и т.п.). Поэтому первичное обследование ребёнка с нарушениями письма и составление плана коррекции должны осуществлять несколько специалистов смежных областей. В нашем Центре для этого используется комплексная диагностика развития ребёнка, которую проводят совместно детский логопед-дефектолог, детский врач-психотерапевт и (или) клинический психолог. Специалисты нашего Центра в процессе диагностики определят индивидуальные причины нарушения письма, составят письменное заключение на бланке Центра с печатью, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре или дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития ребенка.
Дмитрий, 19 лет | Что беспокоило? — Не внятная речь Как пытались решить проблему? — Сам пытался, занимался дома. С кем занимались в нашем центре? — Людмила В чем заключались занятия и как долго длились? — Около месяца Какой результат на данный момент? — Все отлично. Пожелания центру или специалисту: — Всего хорошего, удачи. |
Денис, 25 лет | Что беспокоило? — Афазия Как пытались решить проблему ранее? — Занимался с другим логопедом. С кем занимались? — С логопедом-дефектологом Людмилой Евграфовной. В чем заключались занятия? — Массаж, упражнения. Какой результат? — Более четкая речь, стал более ясно разъясняться. Пожелания центру или специалисту: — Все устраивает, очень хороший специалист! |
Валерий, 47 лет | Что беспокоило? — Ишемический инсульт. Как пытались решить проблему ранее? — Сразу после больницы обратились в центр. С кем занимались в нашем центре? — Только с Наталией Валентиновной В чем заключались занятия? Сколько продолжались? — Занятия по восстановлению речи 1 раз в неделю в течение 11 месяцев. Какой результат на данный момент? — Выраженная положительная динамика. Пожелания центру/специалисту? — Очень довольны сотрудничеством с Центром и Наталией Валентиновной. Оцениваем нашего логопеда, как профессионала и очень грамотного специалиста. Большое спасибо! |
Смотреть все |