Почему ребёнок пишет с ошибками? Дизорфография

Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре своей страны, а значит, личной успешности человека в будущем. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии — дизорфография.

Дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Симптомы дизорфографии:

  • Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и некоторые другие;
  • Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;
  • Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;
  • Неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
  • Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);
  • Дети с дизорфографией не выделяют «ошибкоопасные» места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма (например, корень, окончание, приставку или суффикс). Написание таких слов требует определенной многооперационной проверки;
  • Самопроверка не дает положительных результатов.

Причины дизорфографии:

  • проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
  • несформированость ряда неречевых психических функций: операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания (недостаточность его концентрации), трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий.

Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфии и дизорфографии. На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку. При этом наибольшее количество ошибок отмечается в следующих случаях:

  1. При правописании проверяемых безударных гласных в корне.
  2. В ходе воспроизведения слов с непроверяемым написанием в корне.
  3. В случаях переноса слов.
  4. При написании прописной буквы в именах, отчествах и т.д.
  5. Учащиеся не усваивают написания ЧН, ЧК, СТН и т.д. и др.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

  1. Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.).
  2. Синтаксическая дизорфография — стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.
  3. Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

    Пример работ ребенка с дизорфографией 3 класс:
    Пример работы ребенка с дисграфией (3 класс)

    Неуспеваемость по русскому языку (в частности, дизорфография) отрицательно влияет на формирование личности ребенка на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации, общей неуспешности человека. Крайне важно своевременно заметить нарушение письменной речи у ребенка, обратиться за помощью логопеда, пока речь и психика ребенка активно развиваются, обладают высокой гибкостью и способностью к компенсации. Чем раньше начата коррекция — тем быстрее и легче для ребенка она пройдет, тем эффективнее будет. Конечно, в крайних случаях можно скорректировать письмо и у взрослого человека, но это займет в разы больше времени и сил как у логопеда, так и у самого клиента.

    Как избавить ребенка от неграмотности? Коррекция дизорфографии.

    Как уже было сказано, дизорфография может сопровождаться и вызываться различными нарушениями как речи, так и особенностями развития некоторых психических функций (недостаточностью внимания, в том числе СДВГ — синдромом гиперактивности и дефицита внимания; неразвитостью некоторых мыслительных операций и т.п.). Поэтому первичное обследование ребёнка с нарушениями письма и составление плана коррекции должны осуществлять несколько специалистов смежных областей. В нашем Центре для этого используется комплексная диагностика развития ребёнка, которую проводят совместно детский логопед-дефектолог, детский врач-психотерапевт и (или) клинический психолог. Специалисты нашего Центра в процессе диагностики определят индивидуальные причины нарушения письма, составят письменное заключение на бланке Центра с печатью, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре или дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития ребенка.

Отзывы о логопедах

Дмитрий, 19 летЧто беспокоило?
— Не внятная речь
Как пытались решить проблему?
— Сам пытался, занимался дома.
С кем занимались в нашем центре?
— Людмила
В чем заключались занятия и как долго длились?
— Около месяца
Какой результат на данный момент?
— Все отлично.
Пожелания центру или специалисту:
— Всего хорошего, удачи.
Денис, 25 летЧто беспокоило?
— Афазия
Как пытались решить проблему ранее?
— Занимался с другим логопедом.
С кем занимались?
— С логопедом-дефектологом Людмилой Евграфовной.
В чем заключались занятия?
— Массаж, упражнения.
Какой результат?
— Более четкая речь, стал более ясно разъясняться.
Пожелания центру или специалисту:
— Все устраивает, очень хороший специалист!
Валерий, 47 летЧто беспокоило?
— Ишемический инсульт.
Как пытались решить проблему ранее?
— Сразу после больницы обратились в центр.
С кем занимались в нашем центре?
— Только с Наталией Валентиновной
В чем заключались занятия? Сколько продолжались?
— Занятия по восстановлению речи 1 раз в неделю в течение 11 месяцев.
Какой результат на данный момент?
— Выраженная положительная динамика.
Пожелания центру/специалисту?
— Очень довольны сотрудничеством с Центром и Наталией Валентиновной. Оцениваем нашего логопеда, как профессионала и очень грамотного специалиста. Большое спасибо!
Смотреть все

Проконсультируйтесь со специалистами-

Принимаем в Петербурге и Ижевске, а так же
консультируем онлайн клиентов из любой точки мира.