Детский церебральный паралич

ДЦП – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы,  которое проявляется двигательными нарушениями, нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами и эпилепсией.

Причины

В основе любого случая ДЦП лежит патология нейронов, когда у них имеются структурные нарушения, не совместимые с нормальным функционированием.

3 новорождённым из тысячи ставят диагноз ДЦП

Причины ДЦП:

  • нарушение развития структур головного мозга в результате передающихся из поколения в поколение генетических нарушений или спонтанных мутаций генов;
  • нехватка кислорода (гипоксия головного мозга): острая (асфиксия в родах, преждевременная отслойка плаценты, стремительные роды, обвитие пуповиной) или хроническая (недостаточный кровоток в сосудах плаценты из-за фетоплацентарной недостаточности);
  • перенесенные внутриутробно и в первые месяцы жизни инфекционные заболевания (внутриутробные инфекции, особенно группа ТОРЧ (TORCH), менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты, арахноидиты);
  • токсическое воздействие на ребенка (алкоголь, курение, наркотики, сильнодействующие лекарственные средства, профессиональные вредности, радиация);
  • механические травмы (внутричерепная травма в родах);
  • несовместимость матери и плода по различным причинам (резус-конфликт, конфликт по группе крови с развитием гемолитической болезни);
  • хронические заболевания матери (сахарный диабет, бронхиальная астма, пороки сердца).

Точно определить причину заболевания  невозможно. Факторами риска так же являются соматические и эндокринные заболевания матери (эпилепсия, слабоумие, гипотиреоз), вредные привычки – употребление алкоголя, наркотиков, длительный период бесплодия, возраст до 18 и старше  40 лет, стрессы.

Симптомы

Проявиться заболевание может с первых минут жизни, а может и в течение первых месяцев, в зависимости от тяжести поражения нервной системы. В это время симптомы ДЦП являются, в основном, двигательными нарушениями.

Симптомы ДЦП зависят от степени недоразвития мозга и расположения пораженных структур. Выраженность симптомов может варьировать от легких до очень тяжелых – приводящих к инвалидности. Причем вид подобных нарушений и выраженность разнятся в зависимости от возраста ребенка.

Принято выделять следующие стадии заболевания:

  • раннюю – до 5 месяцев жизни;
  • начальную резидуальную – с 6 месяцев и до 3 лет;
  • позднюю резидуальную – после 3-х лет.

В раннюю стадию диагноз редко выставляется, потому что как таковых двигательных навыков в этом возрасте очень мало. Но, тем не менее, существуют определенные признаки, которые могут быть первыми симптомами:

  • задержка двигательного развития: существуют средние сроки появления определенных навыков (способность удерживать головку, переворачиваться с живота на спину, целенаправленно тянуться за игрушкой, сидеть, ползать, ходить). Отсутствие этих навыков в соответствующий временной промежуток должно настораживать врача;
  • у детей существуют безусловные рефлексы, которые угасают к определенному возрасту. Существование этих рефлексов после достижения такого возраста – признак патологии. Например, хватательный рефлекс (надавливание на ладонь ребенка пальцем вызывает захват этого пальца, сжимание ладони) в норме после 4…5 месяцев не встречается. Если он все же выявляется – это повод к более тщательному обследованию;
  • нарушение мышечного тонуса: повышенный или пониженный тонус может определить невропатолог при осмотре. Результатом изменения мышечного тонуса могут быть избыточные, бесцельные, внезапные или медленные, червеобразные движения в конечностях;
  • преимущественное использование одной конечности для осуществления действий. Например, в норме ребенок тянется к игрушке двумя руками с одинаковым рвением. Причем это не зависит от того, будет ребенок правшой или левшой в будущем. Если же он постоянно пользуется только одной рукой, это должно настораживать.

У малышей чаще поражаются участки мозга, отвечающие за движение, мышечный тонус, равновесие. Мозг не может правильно давать команды и управлять мышцами. Проявляется такое нарушение в виде параличей, повышения мышечного тонуса, непроизвольных подергиваний и движений.

Ребенок отстает в развитии – не двигает или плохо двигает конечностями, поздно начинает держать голову, переворачиваться, интересоваться игрушками, садиться, ползать, ходить. Его нельзя поставить на ножки – ребенок опирается на носочки и не становится на всю стопу, не удерживает игрушку в руке, не может осознанно поднять конечность, разжать кулак, подвигать стопой. Повышение мышечного тонуса ограничивает движения ребенка вплоть до общей неспособности двигаться.

Парализованными могут быть одна конечность, односторонние рука-нога, две руки, две ноги. Парализованные конечности отстают в развитии – остаются короче и тоньше здоровых, появляются деформации скелета, контрактуры суставов, что еще больше нарушает движения. В результате поражения мозга нарушена координация движений – страдает походка, ребенок может падать, делать вычурные движения, кивать головой, совершать неконтролируемые движения конечностями.

У детей могут быть эпилептические приступы (потеря сознания и судороги). Возможно развитие косоглазия, нистагма (подергивание глазных яблок), нарушение зрения, слуха, психики, дыхания, желудочно-кишечного тракта.

В зависимости от локализации пораженных структур мозга согласно Международной Классификации Болезней выделяют семь групп ДЦП:

  1. Спастическая диплегия (Болезнь Литтля);
  2. Спастический церебральный паралич (двойная гемиплегия, тетраплегия);
  3. Детская гемиплегия;
  4. Дискинетический церебральный паралич;
  5. Атаксический церебральный паралич;
  6. Смешанные формы ДЦП;
  7. ДЦП неуточненный.

Диагностика

Диагноз ставится на основании неврологического осмотра и инструментальных методов обследования:

  • электрофизиологическое исследование потенциалов мышц и оценка периферических нервов;
  • Электроэнцефалография – функциональная оценка биотоков мозга.
  • Необходимы также консультации окулиста, отоларинголога, психиатра, эпилептолога, ортопеда.

Отличать ДЦП нужно с дегенеративно-дистрофическими прогрессирующими заболеваниями, опухолями головного мозга, хромосомными заболеваниями, нервно-мышечными заболеваниями (спинальной амиотрофией Верднига-Гоффманна, врожденными миопатиями), миотонией Оппенгейма, наследственными нарушениями обмена липидов, гепатоцеребральной дистрофией (болезнью Вильсона-Коновалова), спастической параплегией Штрюмпеля, последствиями менингитов, перенесенных на первом году жизни.

Учитывая многообразие симптомов и серьезность перечисленных заболеваний самодиагностика недопустима. Речь может идти о  жизни ребенка, ее продолжительности и качестве.

Лечение

Лечение ДЦП – процесс сложный и очень длительный. Эффект зависит от тяжести поражения нервной системы, срока диагностики заболевания, комплексности методов лечения, упорства и настойчивости родителей больного ребенка.

Максимальные усилия по реабилитации ДЦП нужно прилагать в возрасте до 8 лет, так как в это время мозг наиболее активно развивается.

Лечение ДЦП должно быть начато как можно раньше и вестись непрерывно. Заболевание неизлечимо, но при лечении с раннего возраста возможно наиболее благоприятное развитие ребенка. В первые годы жизни наиболее возможно компенсировать дефект, уменьшить проявления спастичности, а следовательно, деформаций скелета, контрактур и улучшить приспосабливаемость к нормальным движениям, удержанию равновесия, самообслуживанию.

Само по себе состояние ДЦП неизлечимо, то есть восстановить разрушенные нейроны невозможно на сегодняшний день. Но можно «научить» оставшиеся неповрежденными нейроны так функционировать, чтобы человек мог жить в социуме полноценно, не ощущая своей ущербности.

Ребенок должен наблюдаться у педиатра, невролога, ортопеда, логопеда, психолога, реабилитолога.

Усилия всех специалистов и родителей должны быть направлены на максимально возможную социальную адаптацию ребенка

Терапевтическое воздействие должно быть направлено на повседневную жизнь ребенка, на удовлетворение его желания двигаться самостоятельно – взять игрушку, есть, одеться, сесть, стоять, ходить. Для каждого ребенка должна быть разработана физиотерапевтами индивидуальная программа занятий, возможно с использованием вспомогательных приспособлений и специального оборудования.

Среди методов лечения врачи выделяют:

  • массаж;
  • лечебную гимнастику;
  • Войт-терапию и Бобат-терапию;
  • использование нагрузочных костюмов для тренировок;
  • занятия с логопедом и психологом;
  • медикаментозное лечение;
  • оперативную ортопедическую помощь;
  • симптоматическое нейрохирургическое вмешательство.

Профилактика

Профилактика детского церебрального паралича заключается в охране здоровья будущей мамы, исключении вредных привычек, наблюдении за течением беременности.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог и логопед центра помогут ребенку адаптироваться, дадут рекомендации и составят план для занятий в центре или дома, чтобы улучшить качество жизни малыша.

Спросить об услуге, записаться (+7-812) 244-58-66 Написать

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Логопеды центра

Отзывы о логопедах

Дмитрий, 19 летЧто беспокоило?
— Не внятная речь
Как пытались решить проблему?
— Сам пытался, занимался дома.
С кем занимались в нашем центре?
— Людмила
В чем заключались занятия и как долго длились?
— Около месяца
Какой результат на данный момент?
— Все отлично.
Пожелания центру или специалисту:
— Всего хорошего, удачи.
Денис, 25 летЧто беспокоило?
— Афазия
Как пытались решить проблему ранее?
— Занимался с другим логопедом.
С кем занимались?
— С логопедом-дефектологом Людмилой Евграфовной.
В чем заключались занятия?
— Массаж, упражнения.
Какой результат?
— Более четкая речь, стал более ясно разъясняться.
Пожелания центру или специалисту:
— Все устраивает, очень хороший специалист!
Валерий, 47 летЧто беспокоило?
— Ишемический инсульт.
Как пытались решить проблему ранее?
— Сразу после больницы обратились в центр.
С кем занимались в нашем центре?
— Только с Наталией Валентиновной
В чем заключались занятия? Сколько продолжались?
— Занятия по восстановлению речи 1 раз в неделю в течение 11 месяцев.
Какой результат на данный момент?
— Выраженная положительная динамика.
Пожелания центру/специалисту?
— Очень довольны сотрудничеством с Центром и Наталией Валентиновной. Оцениваем нашего логопеда, как профессионала и очень грамотного специалиста. Большое спасибо!
Смотреть все

Проблемы в которых логопедия эффективна

  • Взрослые диагнозы:
    • нарушения звукопроизношения:
    • нарушения чтения и письма:
    • после установки зубных протезов речь стала нечеткой;
    • после инсульта или черепно-мозговой травмы появились дефекты устной и письменной речи;
    • афазия.
Показать все

Консультируем онлайн. Принимаем в Петербурге и Ижевске

(+7-812) 244-58-66