Ребенок в 4 года неправильно согласовывает слова

Если ребенок при письме неверно согласовывает существительные и прилагательные, существительные и глаголы, то возможный диагноз — аграмматическая дисграфия или недоразвитие грамматического строя речи.

Общие признаки дисграфии

Дисграфия — это стойкие нарушения письма, а значит, такой диагноз может быть поставлен только в школьном возрасте. При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом. Они не используют заглавные буквы,знаки препинания.

В старших классах ребята стараются писать короткими предложениями, но даже здесь допускают грубые ошибки. У детей развивается чувство собственной ущербности. Они путают похожие по начертанию буквы: «з» и «э», «р» и «ь».

Причины

Врачи, стремясь помочь будущей маме быстрее родить, совершают ошибку, стимулируя роды. При таком способе рождения страдают височные области головки ребенка, которые отвечают за речевые зоны. Последствия могут быть самыми разными: например, нарушения устной и письменной речи.

Нарушение чтения называется дислексией, письма — дисграфией. Оба расстройства могут наблюдаться у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него не находят. Дислексия может передаваться от родителей.

Диагностика

Дисграфия не появляется вдруг. Она всегда связана с недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, обеспечивающих сложный процесс письма. Отсюда — и правильный путь «борьбы» с нарушениями. Она должна начинаться не в школе, когда дисграфия обнаружится в виде специфических ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка грамоте. Все усилия должны быть направлены на слабые звенья. Чтобы понять, где их искать, определимся с главным — виды дисграфии.

Выделяют несколько видов дисграфий, каждый из которых напрямую связан с определенными проблемами в развитии ребенка. Проконсультировавшись с этим специалистом, родители поймут, есть ли у их ребенка речевые особенности, по которым можно безошибочно предсказать неизбежные для ребенка виды ошибок на письме. А предупрежден — значит, вооружен.

Знания о разных видах дисграфий, признаках, по которым можно определить потенциального «дисграфика» еще в дошкольном возрасте, и соответственно об успешной профилактике отклонений и будущих нарушений письма.

Виды дисграфий:

  • Артикуляторно-акустическая. Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом. Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».
  • Акустическая. Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.
  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.
  • Аграмматическая. Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).
  • Оптическая. Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок. Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Лечение

Логопед в 3-5 лет может определить, нет ли логопедических проблем, которые могут вызвать дисграфию. При необходимости посоветует специальные занятия.

Лечение дисграфии должно быть комплексным и успех мероприятия напрямую зависит от того, насколько тесно и продуктивно будут взаимодействовать между собой пациенты и лечащие специалисты.

Лечением дисграфий различного рода занимаются логопеды и психологи. Естественно, желательно выбирать тех, которые давно практикуют работу с такими пациентами. Наравне с коррекцией письма нужно будет развивать память, улучшать концентрацию внимания.

Следует помнить, что дисграфия — не приговор. Желание избавиться от нее и упорство помогают вылечить патологию навсегда и без следа.

Дислексия

Данное заболевание представляет собой нарушение сопоставления человеком звука и буквы, которое выражается в ошибках при чтении и приобретается из-за нарушения или недозрелости нервной системы.

Определяется дислексия довольно просто. Человек не усваивает буквы, т.к. у него в мозгу не проходят связи между ними и звуками, которым они соответствуют. Также может отмечаться смешение и замена близкими с фонетической точки зрения звуками и т.д. Кроме того, графически схожие буквы пациентами с дислексией отождествляются.

Дислексия выражается в нарушениях процедуры чтения: постоянно повторяющиеся ошибки, непроходящие оговорки. Человек может неправильно употреблять или проговаривать префиксы, окончания, суффиксы.

Дислексия самостоятельно не рассасывается, поэтому ее необходимо лечить, чтобы устранить коммуникативные проблемы человека. Лечение такой патологии обычно комплексное. Направлено оно в большей степени на тренинг познавательных функций, участвующих в формировании проблемы. Как вариант, иногда применяют методики закрепления этих функций как компенсаторных механизмов.

Дисграфия и дислексия — заболевания достаточно серьезные. Ведь нарушение происходит на уровне нервной системы, что приводит к проблемам не только с речью и письмом, но еще и с общением с другими детьми, успеваемостью. Поэтому оба этих заболевания требуют очень грамотного подхода к лечению.

Ребенку, у которого диагностировано одно из двух этих заболеваний, ни в коем случае нельзя показывать внешним видом, что он неполноценный. Ведь уверенность в себе — залог успеха.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Задать вопрос, записаться (+7-812) 244-58-66 Написать

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Логопеды центра

Отзывы о логопедах

Дмитрий, 19 летЧто беспокоило?
— Не внятная речь
Как пытались решить проблему?
— Сам пытался, занимался дома.
С кем занимались в нашем центре?
— Людмила
В чем заключались занятия и как долго длились?
— Около месяца
Какой результат на данный момент?
— Все отлично.
Пожелания центру или специалисту:
— Всего хорошего, удачи.
Денис, 25 летЧто беспокоило?
— Афазия
Как пытались решить проблему ранее?
— Занимался с другим логопедом.
С кем занимались?
— С логопедом-дефектологом Людмилой Евграфовной.
В чем заключались занятия?
— Массаж, упражнения.
Какой результат?
— Более четкая речь, стал более ясно разъясняться.
Пожелания центру или специалисту:
— Все устраивает, очень хороший специалист!
Валерий, 47 летЧто беспокоило?
— Ишемический инсульт.
Как пытались решить проблему ранее?
— Сразу после больницы обратились в центр.
С кем занимались в нашем центре?
— Только с Наталией Валентиновной
В чем заключались занятия? Сколько продолжались?
— Занятия по восстановлению речи 1 раз в неделю в течение 11 месяцев.
Какой результат на данный момент?
— Выраженная положительная динамика.
Пожелания центру/специалисту?
— Очень довольны сотрудничеством с Центром и Наталией Валентиновной. Оцениваем нашего логопеда, как профессионала и очень грамотного специалиста. Большое спасибо!
Смотреть все

Проблемы в которых логопедия эффективна

  • Взрослые диагнозы:
    • нарушения звукопроизношения:
    • нарушения чтения и письма:
    • после установки зубных протезов речь стала нечеткой;
    • после инсульта или черепно-мозговой травмы появились дефекты устной и письменной речи;
    • афазия.
Показать все

Консультируем онлайн. Принимаем в Петербурге и Ижевске

(+7-812) 244-58-66