Ранний детский аутизм

РДА – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах.

Причины

Причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

4 детям из десяти тысяч ставят диагноз РДА, что составляет 0,04%

Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2% потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 9%, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту.

Тератогенная теория возникновения раннего детского аутизма говорит, что различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания, такие как консерванты, стабилизаторы, нитраты, а так же алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды в виде радиации, выхлопных газов, солей тяжелых металлов.

Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей.

Симптомы

Синдром раннего детского аутизма становится явным к трем годам, но признаки аутизма возможно обнаружить в период младенчества. Основные симптомы:

  • нарушен «комплекс оживления», характерный для грудничков. У малыша практически отсутствует реакция на внешние раздражители: свет, звук погремушки и пр., позже сверстников начинает узнавать родителей, не проявляет привязанности к ним;
  • ребенок отводит в сторону глаза, взгляд отсутствующий;
  • жестикуляция у детей отличается от обычной, может и вовсе отсутствовать;
  • уклоняется от прикосновения людей, даже родителей;
  • возможен отказ от материнского молока;
  • наблюдается задержка речевого развития, речь монотонна, неэмоциональна;
  • повышенная тревожность;
  • может наблюдаться ускоренный рост окружности головы.

Маленькие аутисты по сравнению с обычными детьми могут обладать талантом в узких областях, поскольку остальные области для них закрыты в связи с особенностями развития головного мозга. Они более внимательны и усидчивы.

С возникновением необходимости вхождения в социум признаки болезни становятся более явными, при отсутствии коррекции, изолированность человека с годами растет.

Диагностика

Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагностическими критериями раннего детского аутизма являются нарушение социального взаимодействия, нарушения общения и стереотипность форм поведения, интересов и активности.

Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда  и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития.

Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ, КТ головного мозга при при судорожном сидроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога  при пищеварительных расстройствах и др.

Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

Лечение

Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунтуры.  

Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится:

  • психотерапии;
  • психолого-педагогической коррекции;
  • дефектологической помощи;
  • занятиям с логопедом.

В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам).

Прогноз и профилактика

Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и т.д. Может быть так что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение. Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок скорее всего навсегда останется больным.

Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде

Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилам, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога

Запишитесь на консультацию. Психологи, дефектологи и логопеды центра дадут рекомендации по коррекции РДА, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Спросить об услуге, записаться (+7-812) 244-58-66 Написать

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Детские психологи центра

Случаи из практики детских психологов

Елена, 8 летЗаикание, низкая успеваемость, агрессивное поведение в школе. После тщательного рассмотрения проблемы было выявлено, что заикание девочки было психосоматическим и представляло собой защтный механизм: ребенок не смог адаптироваться в школе, не был принят одноклассниками, преподавателем. Заикание позволяло избегать устных ответов, ответов у доски, вызывать жалость у сверстников. После 1 месяца коррекционной программы: заикание сгладилось, агрессивность снизилась, у девочки появились друзья среди одноклассников. К концу программы Елена участвовала в школьном конкурсе чтецов, успеваемость повысилась, взаимоотношения с преподавателем и классом наладились. Заикание исчезло.
Смотреть все

Отзывы о детских психологах

АннаЯ с моим сыном (ему 15 лет) пришла за помощью к Ирине Юрьеве, в связи с переходным периодом (так назову) и как мне казалось, компьютерной зависимостью. За несколько посещений Иина Юрьевна смогла помочь. Помогла определиться с профессиональной направленностью (так как впереди окончание школы), а также разобраться в особенностях поведения в данном возрасте. Хочу сказать спасибо от себя и своего сына Ирине Юрьевне!
АннаОгромное спасибо за оказанную нам квалифицированную помощь вашему центру, а именно хотелось бы выразить огромную благодарность Адель. Огромное спасибо!
ЛюдмилаХочу сказать большое спасибо. Обратилась с сыном в центр доктора Голубева за консультацией, в результате прошли курс почти месяц, и я не пожалела, что обратилась в данный центр. С нами работали остеопат Алексей Олегович, психолог Ирина Юрьевна, логопеды Елена Александровна и Анна Александровна. Специалисты замечательные. Огромное спасибо.
Смотреть все

Проблемы в которых эфективна детская психотерапия

  • Детские и подростковые:
    • Непослушание, проблемы взаимопонимания;
    • Проблемы общения:
      • замкнутость,
      • конфликтность,
      • неуверенность;
    • Нарушения сна;
    • Агрессивность, раздражительность;
    • Тревожность, плаксивость, страхи;
    • Комплексная диагностика развития.
  • Школьные:
    • Неуспеваемость, нежелание учиться;
    • Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
    • Неусидчивость, гиперактивность;
    • Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
    • Выявлена или подозревается задержка развития;
    • Профориентация для подростков.
Показать все

Консультируем онлайн. Принимаем в Петербурге и Ижевске

(+7-812) 244-58-66