Как выбрать учебную программу

Как помочь подростку выбрать профессию, чтобы он был доволен своей карьерой и успешен. Как начать определяться с младших классов.

Одна из основных целей воспитания — желание научить детей самостоятельности. Все родители волнуются за будущее своего ребенка. Они хотят, чтобы он выбрал профессию, которая приносила бы ему деньги, чтобы он был доволен своей карьерой и успешен.

Но как помочь подростку выбрать жизненный путь? Ведь все мы знаем немало случаев, когда родители, уверенные, что лучше своего отпрыска знают, какая профессия сможет обеспечить ему блестящее будущее, ломали ребенку жизнь.

На что ориентироваться, чтобы не попасться в эту ловушку? Как дать ребенку стимул овладеть интересной и востребованной профессией? В каком возрасте надо начинать задумываться о профориентации?

В современном стремительно меняющемся мире поиск ответов на эти вопросы может стать головоломной задачей.

Что такое профориентация

Иногда случается, что ребенок с самого детства твёрдо знает, кем он хочет стать. Но чаще подросток чувствует себя в старших классах сбитым с толку. Надо поступать — а куда?

Родители настаивают на техническом вузе, чтобы была возможность строить карьеру в айти-индустрии, но у сына нет особых способностей к математике. Выйдет ли из него программист? Или мама хочет, чтобы её младшая дочь обязательно получила юридическое образование. Но говорят, юристов сейчас пруд пруди, права ли мама в своих устремлениях?

В некоторых странах существует практика школьного консультирования, когда специальный сотрудник регулярно общается со школьником и проводит с ним беседы о его возможном будущем образовании. К сожалению, в нашей стране таких специалистов не существует, а родители не всегда могут взглянуть на своего ребенка объективно. При этом сам подросток еще не является достаточно зрелой личностью, чтобы определиться, чего же ему хочется и к чему у него на самом деле есть способности.

Именно поэтому хорошим решением проблемы может быть обращение к специалисту, занимающимся профориентацией.

Профориентация — это комплексная диагностика особенностей личности, познавательных и творческих способностей, характеристик нервной системы, структуры интеллекта, которая проводится опытным психологом. После проведения исследования специалист составляет заключение с подробными рекомендациями по выбору будущего места учебы и работы. Советы могут относиться как к виду деятельности, так и к оптимальному режиму труда и отдыха.

Три фактора выбора профессии

В психологии выделяются три основополагающих фактора, которые надо учесть при выборе профессии:

Фактор «Хочу»

То, чем человек действительно хочет заниматься. Это необязательно какая-то одна область, подростка могут интересовать относительно разные виды деятельности. К сожалению, часто молодому человеку трудно отличить, где его собственные желания, а где — амбиции близких или социальное влияние. Именно проблемы с определением фактора «Хочу» приводят к тому, что человек впоследствии не может испытывать удовлетворения от работы.

Фактор «Могу»

Сюда относятся интеллектуальные и творческие способности, личностные особенности. Талант — важнейший элемент успеха в любом деле, и если вовремя его не обнаружить, он может остаться нереализованным. Профориентация позволяет составить полную «карту» индивидуальных свойств личности, которые могут влиять на будущий профессиональный успех.

Кроме того, к фактору «Могу» относятся более прозаические проблемы: возможность получить обучение по данной специальности, финансовые возможности семьи, состояние здоровья подростка.

Фактор «Надо»

Это актуальность профессии на рынке труда.

Возможность пробовать и ошибаться

Возможно, что однократной процедуры профориентации будет недостаточно, чтобы помочь подростку сделать выбор. Родители должны предоставить своему ребенку шанс попробовать себя в разных сферах деятельности. Для этого существует множество различных кружков и студий. Начать знакомить детей с различным профессиями можно не в подростковом возрасте, а начиная с младших классов. В этом случае для самоопределения будет больше времени и возможностей.

Важно придерживаться следующих принципов:

  • Свобода выбора. Ребенок не должен чувствовать постоянное давление родителей, ощущать, что выбор кружка, студии был сделан за него. Важно прислушиваться к фактору «хочу».
  • Не бросать на полпути. В то же время важно уделить новому занятию достаточно времени. Необязательно ходить в музыкальную школу много лет, но не стоит бросать её сразу после того, как не получились первые гаммы. Только по прошествии некоторого времени станет понятно, действительно ли музыка — это то, чего подросток хочет и чем может заниматься.
  • Пробовать разные занятия. В современном мире одним их самых важных свойств характера является способность к быстрому переключению и обучению. Во-первых, тестирование разных профессий даст подростку более ясную карту своих личных склонностей и способностей. Во-вторых, расширит кругозор. Кроме того, оно позволит ему не стать ригидным, зашоренным человеком, что стало бы очень опасным свойством в стремительно меняющемся современном мире.
  • Обеспечить оптимальные для раскрытия таланта условия. Родители должны внимательно отнестись к тому, чтобы у ребенка была возможность полностью реализовать свои способности. Необходимо учесть все физические ограничения фактора «Могу» и использовать индивидуальные особенности подростка в полной мере.

Ребенок может исследовать мир профессий, начиная с начальной школы, а к одиннадцати-двенадцати годам начать исследовать свои желания и таланты уже просто необходимо. При этом важно постараться избегать перегрузок, чтобы не отбить желание заниматься любимым делом.

Если ребенок ничего не хочет

Бывает так, что родители предлагают ребенку массу возможностей, чтобы учиться и развиваться, но он не испытывает от этого никакой радости. Как не попасться в эту ловушку? Помимо того, чтобы избегать давления на ребенка и перегрузок, о которых мы уже говорили, важно правильно подбирать программу обучения:

  • Обратите внимание, хороший ли у вашего ребенка тренер или преподаватель. Постарайтесь побывать на занятии, обратите внимание на стиль обращения с учениками. Прислушайтесь к мнению ребенка, поймите, подходит ли методика преподавания к его темпераменту. Главное — убедиться, что у учителя и ученика есть контакт.
  • Старайтесь не ругать ребенка за ошибки. К сожалению, часто сами родители забывают о том, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Получается, что чем больше попыток добиться поставленной цели, тем больше ошибок, и одновременно — выше шанс добиться успеха. На ошибки стоит обращать внимание только с технической точки зрения. В фокусе должна оставаться смелость, которая позволяет пробовать новое, за это свойство стоит ребенка хвалить.
  • Соблюдайте режим и создавайте удобные условия для занятий. Ребенку должно быть комфортно заниматься спортом, музыкой или математикой. Чем ему будет легче, тем выше шанс, что он не бросит занятий.

Случается так, что сферы, отвечающие за мотивацию «хочу» и «могу» поломаны у ребенка довольно существенно. Часто дети убегают в гаджеты и компьютерные игры и у родителей не получается вырвать их из виртуального мира. Секрет успеха компьютерных игр в том, что их создатели очень хорошо умеют мотивировать игрока. Задания повышаются от легких к более сложным, в конце каждого уровня удачливый игрок получается бонусы. Эти принципы стоит позаимствовать у разработчиков игр.

И всё-таки отсутствие желания заниматься чем-то в реальном мире — довольно серьезный симптом, и прежде чем заниматься профориентацией такого сложного ребенка, необходимо провести диагностику у специалиста — возможно, ему понадобиться помощь невролога.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог проведет профориентацию и поможет разобраться с тревожностью, неуверенностью в себе и отсутствием мотивации, которые встают на пути овладения интересной профессией.

Задать вопрос, записаться (+7-812) 244-58-66 Написать

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Детские психологи центра

Случаи из практики детских психологов

Елена, 8 летЗаикание, низкая успеваемость, агрессивное поведение в школе. После тщательного рассмотрения проблемы было выявлено, что заикание девочки было психосоматическим и представляло собой защтный механизм: ребенок не смог адаптироваться в школе, не был принят одноклассниками, преподавателем. Заикание позволяло избегать устных ответов, ответов у доски, вызывать жалость у сверстников. После 1 месяца коррекционной программы: заикание сгладилось, агрессивность снизилась, у девочки появились друзья среди одноклассников. К концу программы Елена участвовала в школьном конкурсе чтецов, успеваемость повысилась, взаимоотношения с преподавателем и классом наладились. Заикание исчезло.
Смотреть все

Отзывы о детских психологах

АннаЯ с моим сыном (ему 15 лет) пришла за помощью к Ирине Юрьеве, в связи с переходным периодом (так назову) и как мне казалось, компьютерной зависимостью. За несколько посещений Иина Юрьевна смогла помочь. Помогла определиться с профессиональной направленностью (так как впереди окончание школы), а также разобраться в особенностях поведения в данном возрасте. Хочу сказать спасибо от себя и своего сына Ирине Юрьевне!
АннаОгромное спасибо за оказанную нам квалифицированную помощь вашему центру, а именно хотелось бы выразить огромную благодарность Адель. Огромное спасибо!
ЛюдмилаХочу сказать большое спасибо. Обратилась с сыном в центр доктора Голубева за консультацией, в результате прошли курс почти месяц, и я не пожалела, что обратилась в данный центр. С нами работали остеопат Алексей Олегович, психолог Ирина Юрьевна, логопеды Елена Александровна и Анна Александровна. Специалисты замечательные. Огромное спасибо.
Смотреть все

Проблемы в которых эфективна детская психотерапия

  • Детские и подростковые:
    • Непослушание, проблемы взаимопонимания;
    • Проблемы общения:
      • замкнутость,
      • конфликтность,
      • неуверенность;
    • Нарушения сна;
    • Агрессивность, раздражительность;
    • Тревожность, плаксивость, страхи;
    • Комплексная диагностика развития.
  • Школьные:
    • Неуспеваемость, нежелание учиться;
    • Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
    • Неусидчивость, гиперактивность;
    • Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
    • Выявлена или подозревается задержка развития;
    • Профориентация для подростков.
Показать все

Консультируем онлайн. Принимаем в Петербурге и Ижевске

(+7-812) 244-58-66