Как понять своего ребёнка и установить доверительные отношения

Родители хотят построить доверительные отношения с детьми. Но получается не у всех. Эта проблема вызывает не только грусть, но и тревогу. Ребенок, который не доверят родителям, может попасть в неприятную жизненную ситуацию, а мама и папа об этом не узнают.

Конечно, проще всего растить доверие с самого рождения. Но даже если ребенок уже подрос, а отношения с ним трудно назвать близкими и теплыми, возможность исправить ситуацию всегда есть.

Нужно услышать, чтобы понять

Это правило действует для всех людей, — родственников и друзей— но может быть, именно в отношениях с детьми оно важнее всего и при этом чаще всего нарушается.

Марина обратилась к психологу из-за психологических проблем дочери. Лиза перешла в новую школу и у неё, как показалось маме, возникли какие-то проблемы в отношениях с новыми одноклассниками. При этом Лиза только молчала и не рассказывала матери, что происходит. Марина вела себя очень заботливо, так как же получилось, что контакт с дочерью у нее был потерян?

Как рассказала Лиза психологу, она пыталась пару раз объяснить матери, в чем дело. В новом классе её никто не обижает, но, оставив в другом городе компанию лучших подруг, она почувствовала себя одинокой и обиженной, ведь они редко про неё вспоминали. Кроме того, на прежнем месте осталась её первая детская любовь. Но стоило только Лизе начать говорить о своих печалях, как Марина начинала перебивать и давать советы о том, что обидчикам надо дать отпор и пожаловаться директору школу. Материнская тревога встала на пути у взаимопонимания.

Не слушать собеседника — прекрасный способ потерять его. Так можно ли научиться «качественно» слушать? Что для этого важно?

Чтобы услышать нужно не перебивать и сосредоточиться на речи собеседника

Это очень простое правило может оказаться очень трудным для выполнения, особенно если у человека нет привычки к внимательному слушанью. Но это навык, который возможно развить. Некоторым людям приходится сделать несколько глубоких вдохов, чтобы преодолеть желание немедленно дать совет. Кому-то помогает представить себя на месте сыщика, который, прежде чем приступить к расследованию очередного дела, должен собрать как можно больше информации.

В чем-то внимательное слушание ребенка близко к медитации: надо сосредоточиться и отложить в сторону на время все остальные проблемы.

Важно слушать с эмпатией

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Активное, или эмпатическое слушание способно подчеркнуть вашу глубокую вовлеченность в диалог с ребенком. Показать эту вовлеченностьпомогут реплики, которые демонстрируют, что вы действительно его понимаете.

Иногда перефразирование собственными словами того, что говорит вам другой человек, позволяет безошибочно оценить, насколько вы понимаете друг друга. Если сын вам рассказывает, как его задирал не перемене мальчик из параллельного класса, прежде всего стоит обратить внимание на чувства ребенка: «Я понимаю, тебе было обидно, и ты боялся, что над тобой начнут смеяться другие». Советы в духе «Надо было просто дать ему сдачи, и всё!» стоит отложить на потом.

В чем смысл безусловного принятия

«Но как же я могу слушать ребенка с эмпатией, если он рассказывает о том, как плохо себя вел?» — спрашивают некоторые родители. Действительно, идея о безусловном принятии ребенка многим кажется странной. «Он будет раскидывать игрушки, а я его за это — гладить по головке?» Нет, безусловное принятие не означает, что ребенку всё разрешается и всё сходит с рук. Но принимающий родитель даже в кризисной ситуации помнит, что это его любимый ребенок. Просто иногда этот любимый ребенок плохо себя ведёт.

Отсюда следует правило: оценивать надо не самого ребенка, а его действия.

Можно объяснить ему объяснить, что мы недовольны тем, что он сделал, но не им самим. Можно осуждать какое-то его действия, но не его чувства. Он имеет право злиться, плакать, гневаться. Научите его безопасно проявлять все эти эмоции и научитесь принимать его в этом. «Да, я понимаю, что ты злишься, это нормально: злиться, когда у тебя отняли мяч. Но давай подумаем, как выйти из этой ситуации?»

Ребенок, который в детстве регулярно испытывал родительскую поддержку, вырастает с чувством, что он ценная и цельная личность. Это не только делает его отношения с родителями теплее, но снижает вероятность рискованного поведения в будущем. А значит, мама может меньше тревожиться за его судьбу.

Отпустить контроль

Родительская тревога — это проявление родительской любви. Но, к сожалению, иногда она принимает гипертрофированную форму.

В конце концов, доверительные отношения означают, что родители также доверяют своему ребенку, как и он им. Конечно, если вы запретите своему подростку доступ в интернет и будете проверять всю его переписку или не разрешите своему первокласснику отходить от вас хотя бы на шаг, то вы избежите некоторых страшных опасностей (хотя в случае с подростком гарантий нет никаких). Но доверия в ваших отношениях уже не останется, и это может стать источником рискованного поведения вашего ребенка в будущем.

Конечно, это не значит, что надо разрешать всё и никак ребенка не контролировать. Но ваши требования должны быть адекватны, и вы должны объяснять, почему запрещаете то или иноедействие и почему вы не можете отдать ребенку полный контроль именно в этой области жизни.

Здесь, как и вообще во всех аспектах общения, важно говорить о чувствах — как своих, так и ребенка. Слушание с эмпатией и умение распознавать и выражать свои собственные чувства и тут окажут вам добрую службу.

Доверие с самого рождения

Конечно, добиться расположения ершистого подростка непросто. Но всё станет гораздо легче, если строить взаимопонимание с самого рождения, шаг за шагом.

Как укрепить связь со своим ребенком?

C самого рождения заботьтесь о тактильном контакте. Для крохи очень важны материнские прикосновения, для него, не умеющего говорить — это первый и главный язык любви, основа доверия.

Играйте вместе. Это необыкновенно мощный инструмент для построения хороших отношений с ребенком. Для организации «качественного», полезного для ребенка, совместного досуга достаточно следовать следующим правилам:

  • Играйте с ребенком 20-30 минут каждый день. Важно, чтобы у ребёнка было понимание, что мама какое-то время посвящает только ему.
  • Отвлекитесь полностью от домашней работы, телевизора, поставьте телефон на беззвучный режим, чтобы полностью отдать свое внимание малышу.
  • Позвольте ребенку самому выбрать игру, не воспитывайте его, не навязывайте своих правил, следуйте за ним.
  • Участвуйте в игре. Вы можете подавать ребенку строительный материал, выполнять его требования, играть с ним параллельно. При этом важно помнить, что игра ребенка должна быть в центре вашего внимания.
  • Во время игры постоянно сопровождайте действия ребенка своим описанием этого действия. Следуйте за ребенком, а не ведите его: пристально смотрите, что малыш делает, и идите «хвостиком» за ним, с энтузиазмом описывая действия. Представьте себя комментатором спортивного матча, ведущего репортаж в прямом эфире.

Помощь психолога

Иногда починить отношения с ребенком своими силами не получается. Тогда стоит обратиться к специалисту. При этом важно помнить, что создание атмосферы доверия не может быть достигнуто путем перекраивания ребенка под строгие требования родителей. Работа над детско-родительскими отношениями (в том числе и работа со специалистом) должна включать в себя уступки с обеих сторон.

Поэтому родители должны быть готовы менять не только душевное состояние ребенка, но и свой настрой тоже. Только двухсторонние усилия приведут к долгожданному успеху.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог центра определит индивидуальные особенности ребенка и ситуации и даст рекомендации по коррекции, а также при необходимости составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития ребенка.

Задать вопрос, записаться +7-904-555-24-38 Написать

Консультирую онлайн. Принимаю в Петербурге

Детские психологи центра

Случаи из практики детских психологов

Елена, 8 летЗаикание, низкая успеваемость, агрессивное поведение в школе. После тщательного рассмотрения проблеы было выявлено, что заикание девочки было психосоматическим и представляло собой защитный механизм: ребенок не смог адаптироваться в школе, не был принят одноклассниками, преподавателем. Заикание позволяло избегать устных ответов, ответов у доски, вызывать жалость у сверстников. После 1 месяца коррекционной программы: заикание сгладилось, агрессивность снизилась, у девочки появились друзья среди одноклассников. К концу программы Елена участвовала в школьном конкурсе чтецов, успеваемость повысилась, взаимоотношения с преподавателем и классом наладились. Заикание исчезло.
Смотреть все

Отзывы о детских психологах

АннаЯ с моим сыном (ему 15 лет) пришла за помощью к Ирине Юрьеве, в связи с переходным периодом (так назову) и как мне казалось, компьютерной зависимостью. За несколько посещений Иина Юрьевна смогла помочь. Помогла определиться с профессиональной направленностью (так как впереди окончание школы), а также разобраться в особенностях поведения в данном возрасте. Хочу сказать спасибо от себя и своего сына Ирине Юрьевне!
АннаОгромное спасибо за оказанную нам квалифицированную помощь вашему центру, а именно хотелось бы выразить огромную благодарность Адель. Огромное спасибо!
ЛюдмилаХочу сказать большое спасибо. Обратилась с сыном в центр доктора Голубева за консультацией, в результате прошли курс почти месяц, и я не пожалела, что обратилась в данный центр. С нами работали остеопат Алексей Олегович, психолог Ирина Юрьевна, логопеды Елена Александровна и Анна Александровна. Специалисты замечательные. Огромное спасибо.
Смотреть все

Проблемы в которых эфективна детская психотерапия

  • Детские и подростковые:
    • Непослушание, проблемы взаимопонимания;
    • Проблемы общения:
      • замкнутость,
      • конфликтность,
      • неуверенность;
    • Нарушения сна;
    • Агрессивность, раздражительность;
    • Тревожность, плаксивость, страхи;
    • Комплексная диагностика развития.
  • Школьные:
    • Неуспеваемость, нежелание учиться;
    • Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
    • Неусидчивость, гиперактивность;
    • Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
    • Выявлена или подозревается задержка развития;
    • Профориентация для подростков.
Показать все

Консультирую онлайн. Принимаю в Петербурге

+7-904-555-24-38