Помочь ребенку адаптироваться к новому месту и обстоятельствам

Многие взрослые любят перемены. Новая квартира, новая работа — часто всё это становится знаками успешного продвижения по жизненному пути. Дети следуют за своими родителями.

Но доставляют ли им перемены одну только радость? Даже если в новой квартире их ждёт своя большая и светлая комната, в новой школе — более квалифицированные учителя и новые друзья, принесёт ли всё это счастье?

На самом деле дети часто испытывают от перемен сильный стресс, даже если перемены кажутся приятными. Это может относиться и к ребенку младшего возраста, и к подростку.

Что же надо делать, чтобы облегчить ребенку адаптацию к новым обстоятельствам?

Привыкнуть к новому месту

Детям, особенно если у них тревожный характер, свойственно сильно привязываться к обстановке. Привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме становятся для них символом стабильности и безопасности мира. Лишенный этого ощущения безопасности, столкнувшийся дополнительно с переменой учебного заведения, малыш может испытывать чрезвычайно сильный стресс.

Для маленького ребенка даже обзаведение собственной комнатой может стать источником тревоги. Ведь раньше он спал вместе с мамой и папой, и отселение от родителей его напугает. Если при этом он перешёл в новый садик к более строгой воспитательнице, то у него может наблюдаться заметный эмоциональный регресс.

Школьники, наоборот, часто страдают от того, что новое место жительство ограничивает их свободу. При переезде в более крупный город родители начинают волноваться и не разрешают детям самостоятельно гулять, отправляться в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они везде ходили сами. Такие ограничения могут привести к протестным реакциям.

Большие города вызывают тревогу не только у родителей, но и у самих детей. Иногда подростки замыкаются в себе и стараются не выходить без особой нужды на улицу. Ведь здесь нет старых друзей, нет возможности гулять допоздна.

Что делать? Чтобы снизить стресс от переезда, родители должны внимательно отнестись к чувствам ребенка. Следует заранее сообщить о переезде, позволить подготовиться к нему — привыкнуть к мысли о новом доме, собрать вещи, которые хочется взять с собой. Этот момент очень важен: малыш, который не берет с собой любимые игрушки, одежду, любимую чашку, страдает гораздо сильнее. Родителям следует постараться сделать новое обиталище похожим на прежнее.

Чтобы школьники не страдали от ограничений, которые возникают при переезде, важно убедиться, что им комфортно в новом учебном заведении.

Привыкнуть к новой школе

Переезд всегда почти всегда означает, что ребенку надо привыкать к новой школе или детскому саду. Чаще всего это связано с переменой круга общения, но не только. Новые требования, новые учителя, новые порядки — всё это может вызвать напряжение у тревожного школьника и даже привести к снижению успеваемости.

Что делать? Необходимо минимизировать стресс от привыкания новому учебному заведению. Для этого самим родителям надо постараться узнать побольше о новой школе и сообщить эту информацию своему ребенку. Как зовут учителей, сколько будет уроков, где расположена столовая и спортивная площадка — надо постараться выяснить всё это до начала обучения.

Кроме того, в такой ситуации очень важны поддержка родителей и ощущение защищенности в собственном доме. Пусть в новой школе возникнут какие-то трудности — дома ребенок должен иметь возможность отдохнуть. Конечно, учебные заботы будут обсуждаться с родителями, но важно делать это так, чтобы школьник знал — папа и мама на его стороне.

Обзавестись новыми друзьями

Но главной проблемой при переезде обычно становится смена круга общения. Как бы ни старался подросток сохранить связь со старыми друзьями, отсутствие ежедневных встреч в классе приводит к разрыву старых связей. Это причиняет боль, обижает. При этом отнюдь не каждый ребенок может быстро обзавестись новыми приятелями.

Малыши порой легче относятся к тому, что в новом детском саду у них будут новые товарищи для игр. Но могут быть и исключения из этого правила, а ведь поддерживать связь со старым и любимым другом у дошкольника часто совсем нет возможности.

Кроме того, дети могут страдать от разлуки с бабушками и дедушками, особенно если раньше старшие родственники забирали их из школы, а теперь они вынуждены находиться на нелюбимой продленке.

Фактически, ребенок лишается большого круга общения, который был для него ежедневным источником поддержки. Поэтому после переезда, лишенный этого внимания и принятия, он склонен воспринимать окружающий его новый коллектив как враждебный, в то время как на самом деле одноклассники относятся к нему нейтрально.

Что делать? В этот период важно дать вашему сыну или дочери всю возможную поддержку, чтобы компенсировать тот недостаток общения и дружбы, который у него возник.

Можно попробовать простимулировать расширения круга общения, предложив ребенку пойти в кружок или секцию. Очень хорошо, если внеклассные занятия проходят в той же самой новой школе. Это позволит быстрее завести новые неформальные связи со сверстниками.

Помощь психолога

К сожалению, родители отнюдь не всегда могут защитить своих детей от стресса, связанного с новыми обстоятельствами. И не всегда есть надежда, что ситуация быстро нормализуется сама собой.

Какие признаки могут указывать, что лучше всё-таки обратиться к психологу?

  • Существенное изменение эмоционального фона. Слезы, истерики, приступы агрессии без явных причин. Сила чувств явно чрезмерна, либо, напротив, наблюдается подавленное состояние, отсутствие интереса к ранее любимым делам и занятиям.
  • Неожиданное ухудшение школьной успеваемости или поведения ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.
  • В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей и часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т. п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.
  • Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злится на родителей, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и так далее.
  • Появились неврологические расстройства — к ним относятся заикание, тики, энурез и т. д.
  • Ребенка не оторвать от планшета или телевизора, при этом попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с гаджетами ни к чему не приводят.

Все эти признаки — вместе и по отдельности — указывают, что ваш сын или дочь находятся в сложной ситуации, и смена жизненных обстоятельств могут быть тому причиной.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог центра определит индивидуальные причины дискомфорта ребенка. Он поможет найти силы, чтобы справиться с тревогой и стрессом, даст рекомендации родителям.

Задать вопрос, записаться (+7-812) 244-58-66 Написать

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Детские психологи центра

Случаи из практики детских психологов

Елена, 8 летЗаикание, низкая успеваемость, агрессивное поведение в школе. После тщательного рассмотрения проблемы было выявлено, что заикание девочки было психосоматическим и представляло собой защтный механизм: ребенок не смог адаптироваться в школе, не был принят одноклассниками, преподавателем. Заикание позволяло избегать устных ответов, ответов у доски, вызывать жалость у сверстников. После 1 месяца коррекционной программы: заикание сгладилось, агрессивность снизилась, у девочки появились друзья среди одноклассников. К концу программы Елена участвовала в школьном конкурсе чтецов, успеваемость повысилась, взаимоотношения с преподавателем и классом наладились. Заикание исчезло.
Смотреть все

Отзывы о детских психологах

АннаЯ с моим сыном (ему 15 лет) пришла за помощью к Ирине Юрьеве, в связи с переходным периодом (так назову) и как мне казалось, компьютерной зависимостью. За несколько посещений Иина Юрьевна смогла помочь. Помогла определиться с профессиональной направленностью (так как впереди окончание школы), а также разобраться в особенностях поведения в данном возрасте. Хочу сказать спасибо от себя и своего сына Ирине Юрьевне!
АннаОгромное спасибо за оказанную нам квалифицированную помощь вашему центру, а именно хотелось бы выразить огромную благодарность Адель. Огромное спасибо!
ЛюдмилаХочу сказать большое спасибо. Обратилась с сыном в центр доктора Голубева за консультацией, в результате прошли курс почти месяц, и я не пожалела, что обратилась в данный центр. С нами работали остеопат Алексей Олегович, психолог Ирина Юрьевна, логопеды Елена Александровна и Анна Александровна. Специалисты замечательные. Огромное спасибо.
Смотреть все

Проблемы в которых эфективна детская психотерапия

  • Детские и подростковые:
    • Непослушание, проблемы взаимопонимания;
    • Проблемы общения:
      • замкнутость,
      • конфликтность,
      • неуверенность;
    • Нарушения сна;
    • Агрессивность, раздражительность;
    • Тревожность, плаксивость, страхи;
    • Комплексная диагностика развития.
  • Школьные:
    • Неуспеваемость, нежелание учиться;
    • Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
    • Неусидчивость, гиперактивность;
    • Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
    • Выявлена или подозревается задержка развития;
    • Профориентация для подростков.
Показать все

Консультируем онлайн. Принимаем в Петербурге и Ижевске

(+7-812) 244-58-66