Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата у пациентов с нормальным слухом и с присутствием подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

Классификация

В настоящее время выделяют две формы дислалии:

  • органическую или по другому называемую механическую,
  • функциональную.

Органическая дислалия вызывается нарушением анатомического строения артикуляционного звукообразующего аппарата.

Функциональная дислалия развивается под влиянием обратимых нейродинамических нарушений в головном мозге или социальных факторов.

Причины

Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.

Среди аномалий артикуляционного аппарата, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы;
  • макроглоссия — массивный, язык;
  • микроглоссия — узкий, маленький язык;
  • толстые, малоподвижные губы;
  • неправильный прикус: глубокий, перекрестный, открытый;
  • аномалии зубных рядов: диастемы, редко расположенные или мелкие;
  • высокое узкое или низкое плоское верхнее нёбо.

Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения.

В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы:

  • педагогическая запущенность;
  • «сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
  • косноязычная, торопливая речь окружающих;
  • билингвизм в окружении;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • общая физическая слабость.

Симптомы

Четыре вида дефектов звукопроизношения при дислалии: пропуски, замены, смешения и искажения звуков.

Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, в середине либо в конце слова.

Замена звука — стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.

О смешении звуков говорят, если постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке, то есть употребление их то уместно, то неуместно.

Искажение звуков — ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка. Например велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и другие. Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии — группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции [з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н], поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Диагностика

Логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и при помощи специальных тестовых упражнений.

В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения, а именно отсутствие, замена, смешение и искажение звуков в различных позициях — изолированно, в слогах открытых, закрытых или со стечением согласных, словах в начале, середине или конце, а так же фразах и текстах.

Затем проверяется состояние фонематического слуха — способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

При механической дислалии логопед может направить пациента на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, при функциональной дислалии к неврологу.

При подозрении тугоухости проводится консультация у отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.

Коррекция

Коррекцию дислалии обычно делят на три этапа:

  • Подготовительный этап. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате: ортодонтическое лечение, пластика уздечки. При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических процессов.
  • Формирование первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию звуков.
  • Формирование коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже трех раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика.

Прогноз

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, регулярностью занятий.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины дислалии, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным.

Задать вопрос, записаться +7-904-555-24-38 Написать

Консультирую онлайн. Принимаю в Петербурге

Логопеды центра

Отзывы о логопедах

Дмитрий, 19 летЧто беспокоило?
— Не внятная речь
Как пытались решить проблему?
— Сам пытался, занимался дома.
С кем занимались в нашем центре?
— Людмила
В чем заключались занятия и как долго длились?
— Около месяца
Какой результат на данный момент?
— Все отлично.
Пожелания центру или специалисту:
— Всего хорошего, удачи.
Денис, 25 летЧто беспокоило?
— Афазия
Как пытались решить проблему ранее?
— Занимался с другим логопедом.
С кем занимались?
— С логопедом-дефектологом Людмилой Евграфовной.
В чем заключались занятия?
— Массаж, упражнения.
Какой результат?
— Более четкая речь, стал более ясно разъясняться.
Пожелания центру или специалисту:
— Все устраивает, очень хороший специалист!
Валерий, 47 летЧто беспокоило?
— Ишемический инсульт.
Как пытались решить проблему ранее?
— Сразу после больницы обратились в центр.
С кем занимались в нашем центре?
— Только с Наталией Валентиновной
В чем заключались занятия? Сколько продолжались?
— Занятия по восстановлению речи 1 раз в неделю в течение 11 месяцев.
Какой результат на данный момент?
— Выраженная положительная динамика.
Пожелания центру/специалисту?
— Очень довольны сотрудничеством с Центром и Наталией Валентиновной. Оцениваем нашего логопеда, как профессионала и очень грамотного специалиста. Большое спасибо!
Смотреть все

Проблемы в которых логопедия эффективна

  • Взрослые диагнозы:
    • нарушения звукопроизношения:
    • нарушения чтения и письма:
    • после установки зубных протезов речь стала нечеткой;
    • после инсульта или черепно-мозговой травмы появились дефекты устной и письменной речи;
    • афазия.
Показать все

Консультирую онлайн. Принимаю в Петербурге

+7-904-555-24-38