Ребенок в 4 года нечетко произносит звуки

На ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это можно считать «нормой» для детей не старше 3-4 лет. Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте, то причиной может быть дислалия и дизартрия.

Механическая дислалия

Механическая или органическая дислалия обусловлена особенностями строения речевого аппарата, такими так:

  • укороченная уздечка языка;
  • толстый и большой язык;
  • маленький и узкий язык;
  • высокое узкое (готическое) или же наоборот слишком низкое нёбо;
  • неправильный прикус, при котором звукообразование отдельных фонем становится сложным либо, в некоторых случаях даже невозможным;
  • слишком выдвинутая вперед верхняя или нижняя челюсть, щель между зубами или между челюстями;
  • иногда также на невозможность произнесения звуков влияет слабость воздушной струи, необходимой для образования особенно сложных для детей звуков — р и л.

Чаще всего при механической дислалии логопед рекомендует по возможности исправить прикус у стоматолога-ортодонта. Лучше всего это делать в возрасте 5-6 лет, когда суставы наиболее гибкие.

Функциональная дислалия

Если речевой аппарат в порядке, а проблемы со звуками есть, налицо функциональная дислалия.

Причины функциональной дислалии:

  • Неправильные образцы звучащей речи. Иногда родители (бабушки, тетушки, воспитатели) в буквальном смысле начинают сюсюкаться с ребенком повторяя их неправильное произношение, что закрепляется в памяти ребенка и в дальнейшем регулярно воспроизводится.
  • Часто бывает, когда хорошо говорящий ребенок начинает ходить в детский сад с менее развитыми в речевом плане детьми, тогда в его речи может наблюдаться регресс — пропадают усвоенные звуки, и даже целые слова и фразы. В некоторых случаях родители сами имеют дефекты речи, не могут правильно и четко произносить слова. В этом случае у детей также возникает сложность с закреплением правильного произношения;
  • У детей с ранним изучением иностранного языка фонетические особенности двух языков смешиваются, и ребенок в русских словах произносит звуки, свойственные другим языкам;
  • «Педагогическая запущенность», когда ребенка не поправляют, оставляют незамеченными ошибки в его речи

Для исправления нарушений, вызванных функциональной дислалией, ребенку необходимо как можно чаще слышать правильную четкую речь. Если родители сами не говорят чисто, то у ребенка должна быть соответствующая среда — другие взрослые, логопед. Хорошо в этом случае прослушивать аудио сказки и стихи, записанные профессиональными актерами, дикцию которых можно считать образцом. Более точную программу по исправлению речи сможет подобрать врач- логопед.

Ребёнок с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Дизартрия

Часто встречается дети, у которых недостатки произношения по внешнему проявлению напоминают нарушение звукопроизношения при дислалии, но имеют сложную и длительную динамику устранения. Тогда логопеды и дефектологи, неврологи ставят диагноз «дизартрия».

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры.

Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные неблагоприятные факторы, которые могут воздействовать во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения:

  • К внутриутробной патологии приводят заболевания матери во время беременности, особенно обострения хронических заболеваний; инфекционные заболевания; токсикозы беременности; алкоголизм, наркомания;
  • В момент рождения затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, если ребенок находится без воды более 10 часов, обвитие пуповиной и т.д; асфиксии (недостаток кислорода), родовые травмы, внутричерепное кровоизлияние;
  • В раннем возрасте инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, энцефалит и др., а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме.

Тяжелая форма дизартрии чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

Легкая форма дизартрии. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии или другие названия: «стертая» форма и дизартрический компонент. Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи — она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети с легкими формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Они не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка.

Испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения.

Кроме двигательных нарушений у детей-дизартриков проявляются нарушения и в эмоционально- волевой сфере в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы.

На первом году жизни дети очень беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к частым срыгиванием и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они реагируют на изменения метеорологичеких условий.

В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, часто проявляют непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.

Для многих детей характерно замедленное формирование оптико-пространственного гнозиса, пространственно-временных представлений, фонетического анализа и синтеза, нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи в виде темпа, ритма, модуляции и интонации, а так же вызванные органической недостаточностью мышц речевого аппарата органические поражения головного мозга.

То есть в результате действия комплекса причин, о которых мы говорили выше, происходит поражение коры головного мозга на разных уровнях. Это приводит к нарушению передачи нервных импульсов из коры головного мозга по всем уровням, к мышцам артикулярного аппарата. Следовательно — нарушение функционирования.

Симптомы дизартрии:

  • Речевые нарушения звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков. Они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком.
  • Нарушение просодики — темпа, ритма, модуляции, интонации.
  • Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.
  • Нарушение грамматического строя речи. Весь ход развития речи при дизартрии задержан, речь развивается, но она остается неразборчивой, смазанной и монотонной.

Некоторые дефектологи считают, что дети с дизартрией являются умственно отсталыми. Большинство же находят, что у этих детей существует лишь задержка развития интеллекта, связанная с двигательными и речевыми нарушениями. При улучшении состояния такие дети могут хорошо учиться и проявлять нормальные умственные способности.

Дети с дизартрией нуждаются хотя бы в периодическом наблюдении невропатолога. Поскольку это расстройство всегда является результатом заболевания мозга, его нужно длительно и терпеливо лечить. Такая же длительная и терпеливая работа должна вестись и по выправлению речевых дефектов — конечно, под руководством логопеда.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Задать вопрос, записаться +7-904-555-24-38 Написать

Консультирую онлайн. Принимаю в Петербурге

Логопеды центра

Отзывы о логопедах

Дмитрий, 19 летЧто беспокоило?
— Не внятная речь
Как пытались решить проблему?
— Сам пытался, занимался дома.
С кем занимались в нашем центре?
— Людмила
В чем заключались занятия и как долго длились?
— Около месяца
Какой результат на данный момент?
— Все отлично.
Пожелания центру или специалисту:
— Всего хорошего, удачи.
Денис, 25 летЧто беспокоило?
— Афазия
Как пытались решить проблему ранее?
— Занимался с другим логопедом.
С кем занимались?
— С логопедом-дефектологом Людмилой Евграфовной.
В чем заключались занятия?
— Массаж, упражнения.
Какой результат?
— Более четкая речь, стал более ясно разъясняться.
Пожелания центру или специалисту:
— Все устраивает, очень хороший специалист!
Валерий, 47 летЧто беспокоило?
— Ишемический инсульт.
Как пытались решить проблему ранее?
— Сразу после больницы обратились в центр.
С кем занимались в нашем центре?
— Только с Наталией Валентиновной
В чем заключались занятия? Сколько продолжались?
— Занятия по восстановлению речи 1 раз в неделю в течение 11 месяцев.
Какой результат на данный момент?
— Выраженная положительная динамика.
Пожелания центру/специалисту?
— Очень довольны сотрудничеством с Центром и Наталией Валентиновной. Оцениваем нашего логопеда, как профессионала и очень грамотного специалиста. Большое спасибо!
Смотреть все

Проблемы в которых логопедия эффективна

  • Взрослые диагнозы:
    • нарушения звукопроизношения:
    • нарушения чтения и письма:
    • после установки зубных протезов речь стала нечеткой;
    • после инсульта или черепно-мозговой травмы появились дефекты устной и письменной речи;
    • афазия.
Показать все

Консультирую онлайн. Принимаю в Петербурге

+7-904-555-24-38