Нарушения звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения — одна из самых распространенных речевых проблем. Если говорить о малышах, то это даже не проблема, а нормальный ход развития речи. Малыш учиться воспроизводить звуки примерно так же, как и делать первые шаги, сначала неуверенно, с опаской. Но настойчиво повторяя свои попытки, делает шажок, потом другой, а потом и вовсе зашагал, радуясь своей победе. Так же и первые звуки, малыш пробует звук, потом сливает его с другим звуком и получается слог. За слогом складывается первое слово, сначала простое (мама, папа, биби...), потом слова становятся сложнее и сложнее, а затем появляются словосочетания, фразы, накапливается словарь и вот уже речь полная, развернутая, а малыш вырос и стал взрослым.

Но ведь может случиться и так, что звуки, которыми овладел малыш, неправильны: заменены другими звуками, произносятся гортанным способом, не четки, смазаны в своем произношении или же вовсе отсутствуют.

Почему? Что послужило причиной? Вариантов много, перечислю основные:

Вариант 1. Малыш или взрослый (будучи малышом) просто не сумел найти правильную артикуляционную позицию для необходимого звука.

Вариант 2. Среда, окружение ребенка: мама или папа, бабушка или дедушка, дяди и тети сознательно или несознательно сюсюкающие и картавящие, невнятно говорящие. А ведь речь взрослого — это образец, который ребенок принимает за идеал, и стремиться к его воспроизведению.

Вариант 3. Проблемы речевого аппарата: короткая уздечка, вялый мышечный тонус или напротив, гипертонус мышц артикуляционного аппарата (языка, мягкого неба, щек, губ ), толстый язык, неправильный прикус, отсутствие переднего ряда зубов, деформации челюсти (заячья губа, волчья пасть, последствия травм).

Вариант 4. Неправильное дыхание и управление воздушной струей при формировании и воспроизведении звука.

Вариант 5. Общее нарушение слуха, нарушение фонематического слуха (восприятие и различение звуков) - если не слышу, то и воспроизвести не могу, или воспроизведу, но в искаженном варианте.

Вариант 6. Акцент — характерен для людей говорящих на нескольких языках, или изучающих язык с нестандартными для его родного языка фонемами (звуками).

Вариант 7. Психологический — желание выделиться, иметь так называемую «изюминку»: кокетливую картавость или щегольское присвитывание.... Спрятать некрасивый рот за плотно сжатыми губами или прочие сходные варианты.

Логопед, определив причину, обязательно предложит вам программу коррекции проблемных звуков. Данная программа обычно делится на несколько этапов:

1 этап — подготовительный. Включает в себя: артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики и фонематического слуха. Если занятия проводятся с малышами, то необходимы также адаптационные моменты: привыкнуть к новому человеку(логопеду), новым правилам занятия или самому занятию, как новому виду деятельности.

2 этап — постановочный. Состоит из: артикуляционной гимнастики, упражнений на мелкую моторику, фонематического слуха и самое главное — упражнений по постановке звука. Способы постановки могут быть разными, в зависимости от причины нарушения звука, состояния артикуляционного аппарата. Если в процессе постановки, самостоятельно не удается воспроизвести необходимый звук, логопед может прибегнуть к помощи инструмента — логопедических зондов, это безобидные приспособления, которые помогают языку занять необходимое положение для воспроизведения необходимого звука.

3 этап — автоматизации — к этому этапу переходят, когда проблемный звук уже поставлен и легко произносится в изолированной позиции. Важной задачей, является научиться связывать этот звук с другими звуками, произносить его в слогах, словах, предложениях, а затем и в повседневной речи не задумываясь, т.е. автоматически. Сколько времени займет работа от первого занятия до последнего, вряд ли кто то сможет сказать вам со стопроцентной точностью. Все приблизительно и зависит от многих факторов: причин нарушения, возраста (чем старше, тем сознательней, а значит и быстрее), мотивации логопеда.


Консультирую онлайн. Принимаю в Петербурге

+7-904-555-24-38